» От Японии до России
История бонсай в России
Первое упоминание о бонсай в Японии относится к периоду Камакура XII-XIV веков, первые изображения бонсай появились в знаменитых свитках священника того времени Хонена, жившего на стыке периодов Хэйан и Камакура. Изображения показывали деревья в их натуральном виде, растущими в плошках, стоящих на полках. Рисунки на свитках были сделаны в течение периода Камакура, но изображённые события относятся к периоду Хэйан VIII-XII век, что указывает на то, что бонсай появился гораздо раньше. Фактически бонсай появился в Японии вместе с приходом буддизма из Китая в VI-VII веке.
В СССР:
Первая крупная коллекция бонсай была подарена правительством Японии правительству Советского Союза в 1976 году. Супруга японского посла госпожа Аяко Сигемицу передала в Главный ботанический сад Академии наук СССР около 50 деревьев. Часть этой коллекции до сих пор находится в оранжереях Главного ботанического сада. В тот период Япония активно продвигала свою культуру в мире и, к примеру, на 200-летие США японцы преподнесли шикарную коллекцию, состоящую из нескольких десятков роскошных бонсай, которые и составили основу национальной коллекции Соединенных Штатов. Но история бонсай на территории России имеет значительно более глубокие корни и начинается не в 1976 году, а значительно раньше, как минимум за 100 лет до описываемых событий бонсай уже присутствовал в оранжереях и зимних садах богатых любителей восточной экзотики. Первое задокументированное упоминание о бонсай относится к 1904 году. В путеводителе по Ботаническому саду МГУ - «Аптекарскому огороду», составленному директором этого сада Михаилом Ивановичем Голенкиным есть такие строки:
Цитата:
«На стеллаже около оранжереи № 2 расположена еще небольшая коллекция различных растений японской культуры. Эти последние отличаются, как известно, карликовым ростом, который, однако, не свойственен самим растениям, а вызывается искусственно постоянною подрезкою корней и веток и культурою в миниатюрных сосудах; т. обр. это искусственные растительные уроды. Здесь есть дуб, клены, биоты, японские вишни, боярышник и др. растения, цветущие, несмотря на свои малые размеры. Летом эти растения собираются в особый японский садик между оранжереями № 10 и 5»
Первое упоминание о бонсай в Санкт-Петербурге относится к 1917 году: «удалось получить… коллекцию от владельца частных оранжерей П.П.Дурново, (в том числе) карликовые японские хвойные» . К сожалению коллекция, переданная в Главный ботанический сад Российской Империи (ныне, Ботанический сад БИН РАН) не пережила тягот революции и разрухи гражданской войны, и к 1927 году деревья уже погибли. Однако коллекция Ботанического сада МГУ сохранилась в годы революции и даже пережила Великую Отечественную войну. Вот описание «Японского садика» из путеводителя 1954 года под редакцией Станкова:
«Около пальмовой оранжереи (№ 10) на летнее время устраивается небольшой уголок из карликовых растений, выращиваемых в горшках — это так называемый «японский садик».
Такие карликовые растения были получены садом давно из Японии, где искусство садоводов достигает большой изощренности. Чтобы получить карликовое растение, надо затратить много труда и терпеливого, внимательного за ним ухода. Для этого применяются: тесная посуда, тощая земля, поливка сводится к минимуму и, кроме того, растения постоянной умелой подрезкой поддерживают в определенных размерах; наконец, для уменьшения притока воды и питательных веществ японские садоводы прибегают к особому приему, заключающемуся в скручивании ветвей и ствола и частичному повреждению их. В результате получается оригинальная (если не сказать уродливая) форма растения, имеющего облик многолетнего дерева, размер которого иногда доходит до 20-30 см и даже меньше.
Из представленных в коллекции Сада растений-карликов некоторые достигают, по имеющимся сведениям, очень большого возраста. Например, карликовый кипарисовик (Chamacyparis obtusa Mast.)имеет возраст свыше 300 лет, маленький дубок (Quercus) — свыше 200 лет, японская вишня (Cerasus) и клен (Acer) — более 150 лет, гинкго (Ginkgo biloba) — около 100 лет.
Кроме одиночных деревцев, растущих каждый в своем горшке, имеются низкие, довольно большие плошки, в которых очень изящно размещены различные карликовые деревца, образуя миниатюрный садик. Весь этот уголок «японского садика» расположен на фоне обыкновенных, но типичных растений японской флоры: бамбук, цитрусовые, японская аралия, камелия, чайный куст, азалея»
Люди, к сожалению, не вечны на этой земле, в 50-х годах за коллекцией бонсай ухаживал кто-то из старых садовников, имевших необходимые знания, чтобы передать опыт молодому поколению. К сожалению это сделать не удалось и к 1990 годам от коллекции осталось только два сильно заросших японских клёна.
Исследования архивов сотрудниками Ботанического сада МГУ показали, что бонсай в России появился не позднее начала XX века, а скорее всего значительно раньше. Мода на японские искусства и редкости очень активно развивалась в Европе во второй половине XIX века, сразу после окончания периода правления сёгуната Токугава, когда Япония открылась миру.
Точных данных, как именно первые бонсай попали в Россию найти не удалось, но можно представить какие трудности пришлось пережить первым деревьям-путешественникам, попавшим из далёкой Японии на российскую землю. В 50, 60, 70-е годы в научно-популярных журналах иногда выходят короткие статьи о бонсай. В среднем 1 публикация раз в 10 лет. Вот одна из самых первых публикаций о бонсай в СССР:
КОМНАТНОЕ САДОВОДСТВО
Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, Москва, 1956 г.
Раздел: растения внутреннего озеленения.
Подраздел: карликовые растения.
Стр. 278. Раздел написан Г.Е. Киселёвым.
«Карликовые растения - это миниатюрная копия сосны, криптомерии и некоторых других деревьев, а также кустарников. Из карликовых растений создают на цветочном столике в миниатюре природные красивые ландшафты. В расщелинах гор, на отвесных утёсах, иногда на бесплодной и сухой почве в течении десятилетий растут сосны, ели, можжевельники, рододендроны и многие другие деревья и кустарники. Их рост часто измеряется сантиметрами. Но такие карликовые растения уже трудно достать. Несмотря на опасности, с которыми связана "охота" за карликовыми растениями (произрастание их на отвесных утёсах, во впадинах утёсов, под выступом скалы и т.п.), их уже редко можно встретить в природе. Поэтому прибегают к искусственному выведению карликовых растений. Для достижения карликовости растений применяют всевозможные способы их угнетения. Выбирают самые мелкие семена культивируемой породы. Высевают их в горшки размером с напёрсток, в бедную, плотно утрамбованную почву. Поливают мало, лишь бы растение осталось живым. Таким образом, растения развивается очень медленно и слабо. Ослабляется рост и в дальнейшем. Растение уродуется. Удаляют главный корень, а главный ствол заменяют боковой веткой. Образующиеся боковые побеги регулярно подрезают, нагибают, скручивают и кольцуют. В результате таких приёмов на протяжении очень большого времени и вырастают уродливые карликовые деревца. Уход за карликовыми растениями состоит в том, чтобы не дать им нормального роста, но в то же время сохранить живыми. Карликовые растения не следует долгое время держать в тёплых помещениях. Для них больше подходит прохладное место и обстановка, соответствующая природным условиям этих растений. Никогда не следует применять удобрения. Поливка крайне ограничена, проводится в размерах, требующихся только для поддержания жизни. В карликовой форме выращивают сосны, ели, криптомерии, можжевельники, рододендроны, айву, берёзы, декоративные яблони, клёны, бамбуки и другие растения.»
Текст данной публикации был найден в архивах В. Раисовым и мы можем с ним ознакомиться благодаря публикации этой статьи на сайте Александра Виняра, которого мы хотим поблагодарить за сбор, систематизацию и публикацию интересных «приключений» бонсай в Советском союзе.
Новый этап в развитии интереса к бонсай в нашей стране начался с подарка Японией в 1976 году 44-х деревьев Советскому Союзу.
По японским меркам подаренные нам бонсай не были шедеврами, но это были очень приличные растения. Возраст некоторых экземпляров достигал тридцати лет и среди них попадались довольно редкие формы. В связи с тем, что коллекция состояла в основном из субтропических растений, было решено передать её в Фондовую оранжерею Главного ботанического сада АН СССР. Куратором верескового отделения оранжереи в те годы была Белоусова Тамара Петровна, она и приняла на себя все заботы о коллекции и была её главным хранителем до начала 2000-х годов.
Постепенно вокруг Тамары Петровны и японской коллекции начали собираться люди, интересующиеся древним искусством Бонсай, они и сформировали первый в нашей стране клуб «Бонсай», учредителями которого выступили Главный ботанический сад и Государственный музей Востока. Бонсай объединял вокруг себя инженеров, художников, научных работников и многих других людей далёких от ботаники и агрономии. Но в число членов клуба входил и один очень опытный специалист, Анатолий Анатольевич Аненков, ведущий ландшафтный архитектор страны, специалист высочайшего уровня, работавший ландшафтным архитектором Никитского ботанического сада в Крыму. Заниматься искусством бонсай он начал одним из первых ещё в конце 60-х годов. Природа Крыма очень благоприятствовала этому, мягкий климат и горы позволили собрать очень приличную коллекцию, которая до сих пор является гордостью республики Крым, да и всей России.
Клуб «Бонсай» неформально существовал с начала 80-х годов, но 26 ноября 1988 года было решено выйти из «подполья» и официально зарегистрировать клуб. В 1989 году была проведена первая выставка бонсай в Японском саду ГБС АН СССР.
В начале девяностых в пансионате "Белые ночи" в Дагомысе прошла первая конференция посвящённая искусству бонсай. В 1993 году в Главном батаническом саду АН состоялся международный симпозиум, который проходил уже на на совершенно ином уровне, это было международное мероприятие, на которое приехал известный японский мастер Хацуи Като, большой друг российского бонсай шотландец Крейг Кассинс, ипанский мастер Альфонсо Апарисио Менаи и многие другие.
Интерес к бонсай начал распространяться по стране, в 90-е годы в Новосибирске, в Ботаническом саду Сибирского отделения Академии наук Юрий Викторович Овчинников, начавший заниматься бонсай ещё в 80-х, собрал очень интересную авторскую коллекцию.
История бонсай в нашей стране на этом не заканчивается, немного позже мы дополним эту статью.
Выражаем большую признательность и благодарность Александру Виняру и сотрудниками Ботанического сада МГУ на основе публикаций которых и была составлена эта статья о пребывании бонсай в России.
Горбачев Павел.